Продолжаем тему статьи
«Антипатерны работы со стратегией»Недавно Юрий Агеев (организатор конференции
ProductSense,
Peoplesense,
StrategySense) и соавтор канала
ProductSense задавал вопрос: “Как вы рефлексируете?”
Отвечаю. У меня исторически сложилось, что самая эффективная рефлексия получается в нескольких случаях:
1. Когда общаюсь со студентами. Это одна из причин, почему я 11 лет не могу спрыгнуть с “иглы-хобби” под названием “Преподавание в HSE курса “Лидерство и управление командой”
2. Когда готовлю доклад для конференции. За 12 лет у меня накопилось около 60 докладов. И подготовка каждого из них — это особое удовольствие.
3. Когда беру свой собственный доклад и начинаю его раскладывать по полочкам, с учетом обратной связи, которую надавали благодарные и совсем не благодарные слушатели. Этот уровень рефлексии я “распробовал” только в этом году. Так был “распилен” уже опубликованный доклад “Антипаттерны работы со стратегией” ProductSense.
Доклад, как рефлексия, не всегда получается. Один из моих наиболее эпичных fail — когда после общения с Максимом Дорофеевым хотел раскопать проблему всех систем управления временем/ задачами и т.д. Хотел понять, откуда в действительности берутся цели.
На вопрос “как распилить входящий поток” отвечает даже не agile, а теория массового обслуживания. Все решения — это просто вариация на тему. Но если Вы — не исполнитель, и сами для себя являетесь источником целей, системы управления продуктивностью начинают хромать. Этот опыт привел меня к теме стратегии: не микро-стратегии “как достичь цель”, а процесса *стратегирования*, в результате которого появляется видение и стратегия его реализации, в виде необходимого и достаточного на данный момент времени комплекса целей. Когда нибудь я вернусь к первичной теме “Откуда берутся цели?” ))
Так что встречайте и комментируйте давно обещанную серию размышлений о стратегии по мотивам доклада на
ProductCamp “Что такое стратегия ?“ (видео для нетерпеливых).
Всегда ли нужна стратегия ?Чтобы разобраться, почему у многих компаний, продуктов и людей стратегии нет и “ничего” (нормально живут), начнем с сути стратегии.
«Стратегия» с древнегреческого переводится как «искусство полководца». И возникла стратегия изначально именно как определенный набор правил, который помогал полководцам побеждать противников. О стратегии говорят все бизнесмены, политики, и каждый из нас. Если у Вас есть цель, Вы выстраиваете план для ее достижения. И, например, атавизм, до сих пор живущий в бизнесе, для стратегии звучит как “стратегическое планирование”.
Стратегия тесно связана с поставленной целью. Но достаточно ли иметь цель, чтобы возникла необходимость в стратегии?Проведем аналогию с армией: если у вас есть несколько легионов (Легионы Юлия Цезаря насчитывали примерно по 3300—3600 человек), и вам надо взять деревню галлов (едва ли насчитывающую несколько сотен воинов), у которых нет волшебного зелья – стратегия вам не нужна; в этой ситуации достаточно просто составить и выполнить план из очевидных действий (можно ведь и не дойти до деревни).
Но! Если вы — галлы, а против вас несколько легионов, и вы хотите выжить, и не только выжить, но еще и преуспеть, то стратегия вам жизненно необходима.
Переводя эту аналогию на реальные рыночные отношения, можно заметить, что в прошлом многие компании находились в монопольном положении римских легионов, и все упиралось в то, чтобы сформировать долгосрочный план (просчитать бюджет, прикинуть спрос, аккуратно сложить циферки поговорить о культуре, экономии и т.д.), но постоянно меняющийся рынок позволяет молодым, динамичным компаниями откусывать у них самые “лакомые” кусочки аудитории. С каждым днем внешний мир бросает предпринимателю множество вызовов (новые компании, новые продукты, новые технологии, изменения в законах и т.д.) – и в этих условиях действия для достижения целей становятся не очевидными, а детальный план с декомпозицией целей по SMART и вовсе невозможен. (Он устаревает раньше, чем Вы его успеваете согласовать внутри компании)
Планы и задачи по-прежнему важны, но с ростом конкуренции и динамики на рынке у компаний и продуктов возрастает необходимость в стратегии, а не плане.