Получить консультацию
Управление портфелем продуктов
на стратегическом уровне
(доклад на StrategySense)

Продукты — это актив и точки роста компании.


В жизни каждой компании рано или поздно наступает этап зрелости, когда появляется возможность или наоборот жесткая необходимость перейти от интуитивного принятия решений и личного контроля реализации решений основателем к делегированию принятия и контроля управленческих решений.

С одной стороны, жизнь основателей должна становится проще, с другой стороны, в этот момент происходит потеря управляемости и прозрачности.


Несмотря на декларируемый многим консультантами принцип, что все придумано и продуманно, классический подход к управлению компанией формировался в условиях высокой стабильности и по сути не соответствует особенностям продуктовой компании.

В классическом подходе управленческая команда состоит из функциональных руководителей, задача которых согласовать «объемы продаж и производства» (стратегический план) и обеспечить его реализацию с помощью функциональных стратегий. Все что выходит за рамки управления операционной деятельности относится к управлению стратегическими проектами или R&D (Которая по умолчанию выносится за рамки регулярного менеджмента).

Несмотря на то, что выделение функциональных руководителей высвобождает часть времени основателя, использование классических подходов в управлении в продуктовой компании, ведет ко многим новым проблемам:
  • Хаос из разного рода инициатив и раздутый продуктовый и исследовательский backlog
  • Конфликт между бизнес и технологической командами;
  • Разрыв между задекларированными стратегическими решениями и результатами (не реализованная стратегия);
  • Микро-менеджмент, когда топ менеджмент компании для обеспечения результатов пытается контролировать реализацию вплоть до отдельных возможностей продуктов
  • Как результат несогласованности действий часто возникают кассовые разрывы, которые ведут к чисто бюджетному управлению развитием
  • Чисто бюджетные критерии принятия решений ведут к накоплению технологического и продуктового долга, и соответственно более серьезным проблемам, чем кассовый разрыв.
  • Проекты и продукты как игрушки основателей компании
  • Канализация аудитории различными направления сервисов и т. д.

Для решения проблемы операционного подхода к управлению бизнесом необходимо взятие под контроль портфеля продуктов компании и превращение работы с портфелем в главный инструмент управления компанией. Вопросы на которые необходимо дать ответ:

  • Какие продукты формируют портфель компании?
- На какие аспекты продукта нужно обращать внимание?
- Выравнивание стратегии развития различных продуктов. (Оценка состояния, потенциала и стратегии развития продукта).
- Продукт монолит мешает развитию не хуже монолита на уровне исходного кода

  • Как и какие идеи должны стать частью продуктового портфеля компании?
- Выстраивание четких принципов расширения портфеля с учетом непредсказуемости результатов продуктовых инициатив. (Оценка и работа с Opportunity).

  • Как обнаружить проблемы портфеля продуктов?
- Оценка сбалансированности портфеля продуктов с точки зрения обеспечения непрерывности бизнеса.

Отлаженная работа с портфелем продуктов позволяет:
  • Наладить коммуникацию между бизнесом и технологическими подразделениями
  • Структурировать коммуникацию со stakeholders в организации, и нейтрализовать чайко-менеджмент и магическое мышление
  • Развивать компанию сфокусировано

В рамках доклада говорили только о кейсах, с которыми компании сталкиваются на пути управления портфелем.