Оценка перспективности рынков Porter 5 Forces (M). 5 сил Портера


Для достижения результата Игроку нужно активно отслеживать и анализировать внешние факторы, такие как тренды и технологии, чтобы адаптироваться и успешно использовать возникающие возможности и угрозы.

Классическая модель 5 сил Портера
Для поиска возможностей создания конкурентного преимущества на рынке отлично работает инструмент 5 сил.
Анализ пяти сил Портера (Porter 5 Forces) — метод анализа конкуренции в отрасли и выработки стратегии бизнеса (Майкл Портер, Гарвардская школа бизнеса, 1979).
Все пять сил («микросреда») определяют уровень конкуренции и привлекательность ведения бизнеса на рынке:
Горизонтальная конкуренция:
  • анализ угрозы появления продуктов-заменителей (непрямая конкуренция);
  • анализ угрозы появления новых игроков;
  • анализ уровня конкурентной борьбы.
Вертикальная конкуренция:
  • анализ рыночной власти поставщиков;
  • анализ рыночной власти потребителей.
Изменение в любой из 5 сил требует, чтобы компания пересмотрела своё место на рынке. Привлекательности отрасли не означает, что любая компания в ней получает одинаковую прибыль. Компании используют ключевые компетенции, бизнес-модели или сети сбыта, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли.

Угроза появления продуктов-заменителей
  • Тренды на покупку продуктов-заменителей.
  • Цена и воспринимаемое качество продуктов-заменителей.
  • Стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя.
Особенно опасны продукты в другой ценовой категории, привлекательность которых увеличивается из-за их цены (эластичность спроса):
Как дешево и сердито решить ту же задачу?

Угроза появления новых игроков
На привлекательных рынках появляются многочисленные игроки, снижающие прибыль. Если не создавать барьеры для их входа, прибыль снижается с ростом конкуренции:
  • наличие барьеров входа (лицензии, патенты);
  • затраты на дифференциацию продукта;
  • стоимость бренда;
  • стоимость переключения (невозвратные издержки);
  • стартовые затраты для новых игроков;
  • ожидаемые ответные действия игроков;
  • реакция правительства /других регуляторов рынка.
  • преимущества в себестоимости (эффект масштаба);
  • доступ к дистрибуции;
  • преимущества в приобретении знаний;
  • Доступ к данным.

Рыночная власть поставщиков
Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании, отказываясь работать с компанией или устанавливая высокие цены на уникальные ресурсы.
  • Стоимость и доступность разработчиков на определенной технологии
  • Доступность и стоимость использования платформ
  • сравнение стоимости переключения поставщиков и платформы
  • степень дифференциации сырья и исходных материалов
  • наличие заменителей поставщиков
  • сравнение концентрации поставщиков и компаний
  • солидарность рабочей силы (например, профсоюзов)
  • стоимость исходных материалов в продажной цене

Рыночная власть потребителей
Влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены:
  • концентрация потребителей к концентрации компаний
  • зависимость от существующих каналов дистрибуции
  • количество потребителей
  • стоимость переключения потребителя и компании
  • доступность информации для потребителей (:))
  • возможность вертикальной интеграции (холдинг)
  • доступность существующих продуктов-заменителей
  • ценовая чувствительность потребителей
  • уникальность продуктов компании
Уровень конкурентной борьбы (Игроки)
Определяющий фактор конкуренции, иногда игроки конкурируют агрессивно, возможна неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т.д.
  • количество конкурентов / уровень роста рынка
  • критерии насыщения рынка
  • барьеры входа в отрасль / барьеры выхода из отрасли
  • отличительные черты конкурентов
  • уровень затрат конкурентов на рекламу
  • амбиции первых лиц и акционеров конкурентов
Приглашаем на программу Мастерство развития цифровых продуктов

Первая комплексная программа обучения продуктовому управлению в цифровых и трансформирующихся компаниях
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Чтобы не пропустить следующие статьи
Подпишитесь на нашу email-рассылку
Официальный канал «Стратегической мастерской» в Телеграм