Создание стратегии и развитие : Блог ( Посты)
2021-10-06 18:24 Статья Product Owners

Кейс: Франкенштейн-стратегия (портфельный подход)

Ситуация


Почти вымышленный кейс. Большая компания со сложным продуктом и присутствующая на многих рынках одновременно, осознав недееспособность «высокой» глянцевой стратегии, решила реализовать процесс сбора инициатив на основе объединения списков инициатив отдельных бизнес подразделений. Подход на первый взгляд дееспособный:
1) Собрать инициативы с руководителей.
2) Осуществить анализ и экспертную оценку каждой инициативы, включая влияние на выручку.
3) По принципу Парето выбрать лучшую часть.
И, вуаля, Стратегический портфель инициатив готов и компания готова реализовать «N-кратный рост» (необходимый рост показателей)!
Как вы думаете с какими сложностями столкнется компания?
P. S. Просьба не угадывать компанию, т.к. это сборная картина по опыту работы с несколькими кейсами.


Возникшие проблемы


Уже в процессе реализации компания столкнулась со следующими трудностями:
• Большая часть инициатив по факту оказалась прыжками веры — прямыми функциональными требованиями на изменение функций базового продукта или обеспечивающих систем. Так как, разработка является одним из самых дорогостоящих, многообещающих и дефицитных ресурсов, это в общем логично для ИТ-компании.
• Как следствие, из такого характера инициатив появился целый ряд сложностей второго порядка:
— инициативы сложно анализировать и давать экспертную оценку на предмет влияния на бизнес компании;
— часть бизнес-функций пошли путем шантажа, знакомым любому ИТ-департаменту, «без этого даже текущих показателей не достигнем»;
— для оценки экономической целесообразности потребовалась оценка стоимости реализации со стороны разработки.
•Инициативы различных подразделений оказалось проблематично сравнивать, ну как «теплое с мягким».)
Как промежуточный итог, у компании есть «сырой портфель» на 100 + инициатив, который:
• сложно прорабатывать на C-level уровне (за встречу удается переработать относительно небольшое кол-во инициатив);
• не реализуемый в текущей конфигурации, исходя из объема затрат;
• весьма условно обеспечивающий необходимые показатели.
Негативные последствия, которые компания пока не видит:
• сборная солянка инициатив адресует только локальные вызовы, которые видят руководители отдельных бизнес единиц и не учитывает динамику рынка;
• через такой подход сильно затруднено появление новых продуктов, так как компания фокусируется на существующей структуре взаимодействия с рынком;
• не используется потенциал технологических инноваций и нововведений, т. к. бизнес единицы, как правило, не обладают технологической экспертизой;
• парадоксально, но факт: четко распределенная ответственность бизнес-подразделений «замораживает» структуру компании, реструктуризация компании приводит к «поломке» не только целей отдельно взятых бизнес-единиц, но и к поломке всей цепочки функционально интегрированных инициатив.


Корневые проблемы и подходы к их решению


«Франкенштейн-стратегия» во многом похожа на антипаттерн «Планирование вместо стратегирования», так как является прямым переносом техники планирования, например закупок, на стратегические выборы.
Три корневые проблемы и их решения:

1. Отсутствие общего понимания ситуации (Shared vision)

Кусочный подход способствует проявлению эффекта субоптимизации и локальности решений;
Решение: Анализ контекста (как минимум это рынки и технологии) и, соответственно, выбор областей фокуса уровня компании формируют критерии для оценки инициатив.
Сила или слабость той или иной функции определяется «нагрузкой» с учетом изменений, которые произойдут на рынке.

2. Отсутствие «гибкости»

В отличие от планирования, в таком подходе появляется выбор инициатив, которые будут реализованы. Проблема состоит в том, что критерии выбора не определены и ЛПР (Лица Принимающие Решение) вынуждены заранее, на год или больше вперед выбрать конкретные инкременты в продукте.
Решение: Гибкость появляется, когда проведен сценарный анализ и сформулированы фокусные вектора развития, которые определяют вехи и  критерии их достижения, а спланированы (заданы конкретные SMART критерии) они для ближайших шагов и инициатив.

3. Повышенные требования к «стратегической» компетенции второго эшелона руководителей

В рамках такого подхода ответственность за анализ рыночных угроз и возможностей возложена на операционных руководителей бизнес единиц и функций, опыт которых сосредоточен в выстраивании операционной деятельности и противоречит необходимости принимать контр. интуитивные решения, которые должны изменить игру, а не обеспечивать улучшение предыдущих действий.
Решение: Вовлечение руководителей в процесс формирования общего видения позволяет расширить горизонт мышления и задать правильные отправные точки для работы с инициативами. Для ускорения формирования «правильных» инициатив, требуется формирование кросфункциональных групп с обеспечением проработки понятийного и инструментального аппарата работы с инициативами.


Резюме


Управление портфелем инициатив — неотъемлемый процесс работы со стратегией компании, необходимое, но недостаточное условие для формирования дееспособной стратегии. Формирование общего видения является таким же необходимым, и таким же недостаточным условием для формирования и управления реализацией стратегии.

Почему такой подход вы позволили как консультант?

Один из главных способов команд учиться, это наступать на собственные «грабли». Даже такое «бесполезное упражнение», и процесс обсуждения инициатив сделал очевидным уровень стратегического мышления каждого руководителя (бизнес единицы) и позволил достичь серьезных сдвигов в осознании структурных и кадровых проблем на уровне управленческой команды.
И в данном случае в позиции Adviser я могу только сказать — «Я вижу недостатки такого подхода (1,2,3…) и позитивный эффект (4.5,6…) и команда трансформации выбирает свой путь))

Чтобы не пропустить следующие статьи подписывайтесь на телеграм канал Стратегической мастерской https://t.me/product_advices
_______________________________

Приглашаем на программу Мастерство развития цифровых продуктов


Первая комплексная программа обучения продуктовому управлению в цифровых и трансформирующихся компаниях Подробнее: https://master-strategy.ru/mdpg